В соответствии с резолюцией Съезда Союза транспортников России от 17 ноября 2020 г, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта во исполнение пунктов 1.9, 1.10, 1.18 раздела I в области морского и внутреннего водного транспорта, направляет проект письма в Правительство Российской Федерации по вопросам: субсидирования перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте; переключению грузопотоков на внутренний водный транспорт с автомобильного и железнодорожного транспорта; по мораторию на осуществление плановых и неплановых проверок организаций и предприятий внутреннего водного транспорта страны, включая проверки по транспортной безопасности.

Первому заместителю Председателя

Правительства Российской Федерации

Белоусову А.Р.

 

 

 

Уважаемый Андрей Рэмович!

 

В течение последних лет перевозки грузов и пассажиров судами внутреннего водного транспорта имеют тенденцию к снижению, которая сохранится и на ближайшие годы. Сезонность работы, старение флота, повышение стоимости судового топлива, наличие узких мест на внутренних водных путях объективно увеличивают издержки судоходных компаний, что в конечном итоге приводят к выводу из эксплуатации большого количества судов. У судоходных компаний нет средств не только на обновление флота, но и на текущее содержание судов и причалов.

Вместе с тем, перевозки пассажиров имеют социальное значение для населения, а доставка грузов обеспечивается по безальтернативной схеме, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на межрегиональных маршрутах. Одновременно значительные объемы перевозок грузов осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом по направлениям параллельным внутренним водным путям, несмотря на преимущества речного транспорта как самого экологичного, менее энергоемкого, имеющего высокую провозную способность при сравнительно меньшей себестоимости.

Принятие мер по переключению грузопотоков на внутренний водный транспорт значительно повысит экономическую эффективность транспортной системы страны, снизит нагрузку на транспортную сеть автомобильных дорог, уменьшит транспортную составляющую в цене перевозимых товаров.

По прежнему сохраняется тотальный контроль за деятельностью транспортных организаций и предприятий. Предприятия внутреннего водного транспорта проверяются тридцатью контрольно-надзорными организациями, включая и исполнение требований по транспортной безопасности. Административные барьеры являются главным сдерживающим фактором в текущей деятельности предприятий.

В связи с вышеизложенным Союз транспортников России просит принять решение:

  • О субсидировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на межрегиональных и на социально-значимых маршрутах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях из Федерального бюджета в размере 1,5 млрд. рублей и внести изменения в статью 164 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающие установление ставки НДС в размере 0 % на услуги по перевозки пассажиров речным транспортом на этих маршрутах по аналогии с авиаперевозками пассажиров на внутренних линиях и железнодорожном пригородном сообщении;
  • Разработать и утвердить транспортно-экономический баланс грузопотоков по видам транспорта с учетом преимуществ каждого вида транспорта и заинтересованности регионов Российской Федерации по использованию внутренних водных путей.
  • В связи с вступлением Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации» с 01.07.2021 г. просим внести изменения в законодательство, предусматривающее мораторий на осуществление плановых и внеплановых проверок организаций и предприятий внутреннего водного транспорта до вступления закона в силу, что значительно уменьшит административное и финансовое давление.

Реализация предложенных выше мер позволит:

увеличить перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в 3 раза, ежегодно до 30 млн. человек, значительно улучшить ситуацию с обеспечением транспортного обслуживания населения между населенными пунктами и региональными центрами и сократит отток населения; за счет переключения грузопотоков с железнодорожного и автомобильного транспорта на водный довести объем перевозок грузов речным транспортом до 190 млн. тонн и обеспечить инвестиционную привлекательность что приведет к притоку частных инвестиций; повысить конкурентоспособность речного транспорта; снизить нагрузку на сеть автомобильных дорог.