Как известно, в рамках Федерального проекта «Северный морской путь» планируется до 2024 г. обеспечить перевозки грузов 80 млн. тонн, в прошлом году по арктической магистрали перевезено 32,9 млн. тонн, из них транзитных грузов 1,28 млн.тонн. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности судами внутреннего водного транспорта доставлено в навигационный период около 18 млн. тонн грузов, в первую очередь это нефтеналивные грузы, каменный уголь, строительные материалы, продукция технического назначения и продовольствие для населения. Доставка этих грузов осуществлялась многими судоходными компаниями, имеющими как речные суда, так и суда «река-море» плавания.

19 ноября 2020 г. в рамках поручения Президента страны была рассмотрена на заседании рабочей группы Госсовета Российской Федерации Концепция развития внутреннего водного транспорта, в том числе и возрастающая роль внутренних водных путей при освоении Арктического региона.

В связи с этим, в разрабатываемую транспортную стратегию РФ до 2035 года должна быть включена разработка основных составляющих внутреннего водного транспорта: водные пути, флот и порты.

По внутренним путям необходимо обеспечить завершение финансирования из государственного бюджета содержание внутренних водных путей к 2023 году по нормативам, утвержденным Постановлением Правительства от 2 декабря 2014 г., что позволит значительно повысить обеспеченность освещаемой и светоотражающей обстановки водных путей Крайнего Севера до 60-70 %, построить, взамен изношенных, несколько десятков дноуглубительных судов, в первую очередь земснарядов для поддержания судовых ходов на баровых участках северных рек Анабар, Колыма, Индигирка, Яна, Хатанга, Енисейского залива, Обской губы. Опыт решения путевой составляющей имеется в Енисейском бассейне при освоении нового месторождения нефти в бассейне реки Большая Хета, когда участок реки Енисей с морскими условиями плавания был включен в перечень внутренних водных путей и на обслуживание администрацией Енисейского бассейна, что позволяет обеспечивать завоз в этот район до 300 тыс. тонн грузов за короткую навигацию.

Транспортная схема завоза грузов в арктические районы обеспечивается по двум направлениям: чисто морской путь от Мурманска-Архангельска в пункты восточной Арктики и речными судами из базовых речных портов: порты Омский, Томский, Тобольский, Салихардский, Красноярский, Лесосибирский, Осетровский, Якутский, где зарождаются основные грузопотоки с доставкой в районы Обской Губы, Енисейского залива, пункты побережья Карского и Восточно — Сибирских морей.

Для обеспечения перевозок используются суда «река-море» плавания, имеющие соответствующий класс Российского Речного Регистра. На  судоходные компании западной и восточной Сибири легла основная нагрузка по доставке грузов в развивающиеся районы в 60-80 годы прошлого века. И речники этих пароходств справились с поставленной задачей. В 90-е годы резко снизилась предъявление грузов, суда оказались невостребованными в этих регионах (типы судов Сибирские, Омские) и были передислоцированы на Дальний Восток и в бассейны Южных морей. В связи с новыми целями по увеличению добычи газа, нефти, газового конденсата возрастают и заказы на перевозку грузов в текущем десятилетии. По прогнозам Фонда развития Дальнего Востока грузопоток по Северному морскому пути может возрасти в 2030-2035 г.г. до 170 млн.тонн, что потребует значительного увеличения строительства судов и портовой инфраструктуры.

Учитывая острую необходимость обновления флота в Ленском бассейне правительство республики Саха (Якутия) иницировало проект реконструкции Жатайской судоверфи общей стоимостью 5,7 млрд. руб., завершение строительно-монтажных работ планируется в конце 2021 года. Мощность предприятия составит строительство 10 судов «река-море» плавания в год.

Енисейское правительство планирует в ближайшее время строительство 10 несамоходных судов класса М-СП с возможным выходом в прибрежные районы Карского моря.

Акционерное общество «Томская судоходная компания» объединяется с Акционерным обществом «Северное речное пароходство» с целью увеличения перевозок в заполярье.

Значительное внимание в правительственных постановлениях уделяется развитию портовой инфраструктуры в Арктической зоне РФ. Основное развитие получит порт Тикси как один из опорных пунктов на побережье Северного морского пути, проект реконструкции этого порта включен в Стратегию развития Арктической зоны РФ. Правительство республики Саха (Якутия) утвердило 14 августа 2020 г. Стратегию развития Арктической зоны республики, в которой предусмотрено строительство глубоководного порта на море Лаптевых.

По информации экспертов Госкомиссии по вопросам развития Арктики к 2024 году планируется рост современных портовых мощностей Арктики в 2,6 раза, в том числе портового терминала для перегрузки угля на Таймыре. Большие надежды возлагаются на завершение строительства причалов в порту Нижний Бестях (г. Якутск) и подведение к нему железнодорожного пути. Согласование этих мер обеспечено Ленским объединенным речным пароходством и ОАО «Российские железные дороги», что значительно сократит расстояние перевозки грузов для Арктики, так и стоимость доставки до пунктов назначения.

В 60-80годы двадцатого века при доставке труб большого диаметра из Германии в Новый порт Обской губы основную работу по перевалке труб из морских судов на речные с последующей доставкой в населенный пункт Ямбург осуществили портовики Омского речного порта с использованием плавучих кранов.

Вывод. Предприятия речного транспорта готовы принимать участие в освоении побережья северных морей. На данный момент необходимо уточнить грузовую базу на ближайшие 5 лет для принятия решения по строительству судов и портовой инфраструктуры.