В настоящее время идет подготовка предложений в мероприятия по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

Одним из важнейших мероприятий является обоснование практического переключения грузопотоков с железнодорожного и автомобильного транспорта на речной.

Основополагающим мероприятием в решении данной проблемы является восстановление глубин 4 м на всем протяжении Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации. Из-за отсутствия необходимых габаритов на р.р. Волге, Каме, Дону большая часть грузов в направлениях к морским бассейнам Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного и Балтийского морей переключена на доставку автомобильным и железнодорожным транспортом. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить завершение строительства Багаевского гидроузла и дополнительной камеры (шлюза) № 15-А и подходного канала в составе Городецкого гидроузла. Положительное решение этой проблемы позволит не только восстановить грузопотоки тяготеющих к внутренним водным путям, но и привлечь дополнительные объемы перевозок грузов речным транспортом. Одновременно появится у судоходных компаний уверенность в необходимости строить суда на перспективу.

Министерству транспорта для решения поставленной задачи в стратегии необходимо реализовать предложения и выводы научно-исследовательской работы «Комплексное исследование вопросов повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и разработка научно-обоснованных предложений по созданию механизмов переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», выполненной Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова по заказу Минтранса России. В том числе, восстановить перевозки щебня из карьеров Карелии в центральные регионы РФ в объеме до 5 млн. тонн; перевозки удобрений из Пермского края до портов Южных морских бассейнов и Балтийского моря в объеме до 4 млн. тонн; металла и металлических изделий металлургическими комбинатами в порты Волго-Донского и Каспийского бассейнов в объеме 11 млн. тонн; перевозки нефтегрузов на экспорт параллельно внутренним водным путям из бассейнов р. Волги и р. Белой в Южный и Балтийский морские бассейны в объеме 9,8 млн. тонн; перевозки серы из Астрахани в порты Азово-Донского бассейна в объеме 1,5 млн. тонн; перевозки зерна в направлении Азово-Черноморского бассейна до 3 млн. тонн; перевозки нерудных строительных материалов собственной добычи портов, расположенных на внутренних водных путях до 80 млн. тонн.

Предусмотреть меры, направленные на использование нерудных строительных материалов собственной добычи речных портов Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», в приоритетном порядке.

Федеральной антимонопольной службе внести изменения в нормативно правовые документы, предусматривающие отмену понижающих коэффициентов в рамках тарифного коридора ОАО «РЖД» на перевозки грузов железнодорожным транспортом в период навигации по совпадающим направлениям с внутренними водными путями.

Рекомендовать региональным органам власти разработать программу по созданию на территории регионов нахождения внутренних водных путей транспортно-логистических центров, ориентированных на перевозки грузов внутренним водным транспортом.

Правительству Российской Федерации принять решение по ограничению расстояния части перевозок грузов дальнобойными автомобилями с пробегом свыше 500 километров параллельно внутренним водным путям с одновременным софинансированием из бюджета страны затрат грузовладельцев по этим перевозкам, внести изменения в статьи 164, 165 Налогового Кодекса Российской Федерации по установлению налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на услуги по организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием внутреннего водного транспорта.