Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р утверждена транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, пунктом 4 которой предусматривается: Минтрансу России в 6-месячный срок представить проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта направляет предложения по включению их в этот проект плана, подготовленные с привлечением большого количества специалистов внутреннего водного транспорта.

  1. Правительству Российской Федерации.
  • Предусматривать в бюджете страны ежегодно до 3 млрд. рублей на субсидирование перевозок пассажиров речным транспортом в межрегиональном сообщении и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
  • Инициатировать внесение изменений в статьи 164, 165 Налогового Кодекса Российской Федерации по установлению налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на услуги по перевозкам пассажиров речным транспортом в межрегиональном сообщении и на услуги по организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием внутреннего водного транспорта; внесение изменений в главу 31 Налогового Кодекса Российской Федерации по установлению налоговой ставки в размере 0,3 процента в отношении земельного налога для земель речных портов и причалов общего пользования; внесение изменений в Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации в части исключения пункта 8 части 15 статьи 65, предусматривающего запрет в границах водоохранных зон производить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.
  • Принять решение по ограничению расстояния части перевозок грузов дальнобойными автомобилями с пробегом свыше 500 километров параллельно внутренним водным путям с одновременным софинансированием из бюджета страны затрат грузовладельцев по этим перевозкам.
  1. Министерству транспорта Российской Федерации
  • Восстановить глубины 4 м на всем протяжении Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации. С этой целью в кратчайшие сроки обеспечить строительство дополнительной камеры (шлюза) № 15-А и подходного судоходного канала в составе Городецкого гидроузла.
  • Минтрансу России инициировать вопрос принятия Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским компаниям, обеспечивающих перегрузочные работы в речным портах на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку перегрузочного оборудования, изготовленного на российских предприятиях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение перегрузочного оборудования.
  • Утвердить порядок организации движения флота на Единой глубоководной системе Российской Федерации с применением новых информационных технологий с использованием специального оборудования и электронных карт. Применение подобного оборудования в комплекте с электронной картой, позволит эксплуатировать флот в условиях ограниченной видимости в темное время суток на участках пути с неосвещаемой судоходной обстановкой. С этой целью внести изменения в Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (пункт 210 Правил).
  • Реализовать предложения и выводы научно-исследовательской работы «Комплексное исследование вопросов повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и разработка научно-обоснованных предложений по созданию механизмов переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», выполненной Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова по заказу Минтранса России. В том числе, восстановить перевозки щебня из карьеров Карелии в центральные регионы РФ в объеме до 5 млн. тонн; перевозки удобрений из Пермского края до портов Южных морских бассейнов и Балтийского моря в объеме до 4 млн. тонн; металла и металлических изделий металлургическими комбинатами в порты Волго-Донского и Каспийского бассейнов в объеме 11 млн. тонн; перевозки нефтегрузов на экспорт параллельно внутренним водным путям из бассейнов р. Волги и р. Белой в Южный и Балтийский морские бассейны в объеме 9,8 млн. тонн; перевозки серы из Астрахани в порты Азово-Донского бассейна в объеме 1,5 млн. тонн; перевозки зерна в направлении Азово-Черноморского бассейна до 3 млн. тонн; перевозки нерудных строительных материалов собственной добычи портов, расположенных на внутренних водных путях до 80 млн. тонн.
  • Предусмотреть меры, направленные на использование нерудных строительных материалов собственной добычи речных портов Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», в приоритетном порядке.
  1. Федеральной антимонопольной службе внести изменения в нормативно правовые документы, предусматривающие отмену понижающих коэффициентов в рамках тарифного коридора ОАО «РЖД» на перевозки грузов железнодорожным транспортом в период навигации по совпадающим направлениям с внутренними водными путями.
  2. Федеральному агентству морского и речного транспорта, при издании приказа по установлению сроков начала навигационного периода и его окончания в речных бассейнах, учитывать фактические даты начала ледообразования и освобождения внутренних водных путей от ледового покрова в течении последних десяти лет, что позволит значительно увеличить перевозки грузов и пассажиров судами внутреннего водного транспорта.
  3. Рекомендовать региональным органам власти разработать программу:

— по созданию на территории регионов нахождения внутренних водных путей транспортно-логистических центров, ориентированных на перевозки грузов внутренним водным транспортом;

— реконструкции и обновления существующих, а так же строительство новых объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта для обслуживания пассажирских и круизных перевозок.